Выборная кампания

  • Сколько стоит депутат?

    • 01.02.2014 / 14.00

    Источник: ОБЛАСТНЫЕ ВЕСТИ

    Автор: Виктор ПИЛИПЕНКО

     Часть I. Сколько стоит депутат

    До выборов нового созыва Волгоградской областной Думы остаётся семь месяцев. От хода и результатов предстоящих выборов зависит будущее Волгоградской области на ближайшие пять лет. Стремительное продолжение деградации региона, стагнация или постепенное изменение ситуации к лучшему? Упрочение монополии жуликов на власть или начало наведения порядка? Чтобы разобраться в этом, следует начать с главного – что могут депутаты.

    «Может, но не хочет» или «хочет, но не может»?

    Эти два вопроса-перевёртыша не про политическую потенцию представительного органа. Ответы на них смогут дать представление обо всей конфигурации власти в регионе, поскольку именно от областного заксобрания де-юре зависит не просто многое, а зависит всё. Зависит региональная исполнительная власть, её кадровый состав и качество работы чиновников. От областной думы зависит чистота выборов всех уровней в регионе. От областных депутатов зависит степень прозрачности власти для населения, а, значит, и уровень народовластия при решении проблем регионального и муниципального масштабов.

    Что могут депутаты?

    Депутаты — это законодатели. В пределах действия федеральных законов они могут всё. Менять Устав Волгоградской области, корректировать избирательное законодательство, формировать наравне с исполнительной властью состав областной избирательной комиссии, определять бюджетную политику, контролировать расходы и регулировать налоги, при необходимости распоряжаться земельными ресурсами и законодательно влиять на все сферы местного самоуправления. От депутатов может зависеть, кого рекомендуют в губернаторы и утвердят ли победителя выборов, одобрить работу исполнителной власти или инициировать отставку главы региона и всего правительства. И ещё многое-многое другое могут депутаты.

    Все эти возможности депутатского корпуса мной перечислены с единственной целью: ещё раз напомнить о том, что любые серьёзные изменения в политике, социальной сфере, качестве власти и управления, экономике начинаются и заканчиваются в региональном заксобрании. Не губернатор, не областное правительство, не областная избирательная комиссия, не суды и правоохранители являются первопричиной и источником государственной власти в субъекте федерации, а наши 38 депутатов.

    Именно поэтому в областные депутаты своих «засланцев» стараются делегировать бизнес-структуры и криминалитет, поэтому исполнительная власть раз за разом формирует свои списки будущих карманных депутатиков, оттого уже на уровне формирования персональных составов облизбиркома, ТИКов и УИКов продумывается технология предстоящих манипуляций и фальсификаций выборов. По этой же причине руководители исполнительной власти всегда стремятся задобрить, подкупить или поставить в зависимость депутатское большиство.

    Разорвать этот порочный круг самовоспроизводства насквозь коррумпированной системы можно только на уровне формирования нового состава представительного органа. Все наивные надежды на нового губернатора, честных людей в областном правительстве, на экономические чудеса федеральных траншей и прихода крупных инвесторов — плод больного общественного сознания.

    Единственный реальный легитимный шанс, который выпадает гражданам области по избирательному законодательству один раз в пять лет, – это избрать в Волгоградскую областную думу как можно больше порядочных и принципиальных людей. Если из таковых не набирается необходимая для блокировки негодяев критическая масса, значит, ничего хорошего на предстоящую пятилетку можно не ожидать. Если число настоящих депутатов не менее одной трети от их общего состава, может быть надежда на исполнение региональным заксобранием хотя бы части своих законных функций.

    Нынешний — действующий — состав областной думы исполнять их не может и не хочет.

    Есть разрозненные одиночки, чьи инициативы, мнения, акции идут наперекор большинству и всплывают периодически пиар-пузырями на поверхность. Однако мотивы таких действий различны, они не носят системного и целенаправленного характера и поэтому чаще всего в итоге бесплодны. Ещё есть партийно-фракционная дисциплина, которая нередко гасит личное мнение несогласных. И, наконец, есть то, что объединяет большинство депутатов и толкает их к конформистской модели поведения: деньги и привилегии.

    Тяжёлые депутатские будни

    Волгоградская областная дума яляется регулярным ньюсмейкером не только по поводу политических интриг, скандалов и громких заявлений отдельных дупутатов, но и по поводу регулярных многомиллионных трат на обновление и пополнение парка персональных депутатских авто, регулярную индексацию своих зарплат и многие другие приятные житейские мелочи.

    Вот только последнее приобретение областной думы в канун годовщины победы под Сталинградом: очередная пара иномарок в комплектациях «люкс» и «престиж», как предполагается, для депутатов Леонида Титова и Владимира Попова стоимостью более 4 млн рублей. Им, оказывается, приходится много путешествовать по избирательным округам, машины под ними быстро изнашиваются, приобретать автомобили дешевле неэффективно и неэкономно... Это просто пример, одна из многих новостей облдумы такого рода.

    В действительности за последние два созыва региональные депутаты обросли целым букетом привилегий. Здесь и персональные авто из верхнего ценового сегмента, назначение и индексация специальных депутатских пенсий, в несколько раз превышающих обычные (около половины дупутатов находятся в пенсионном или предпенсионном возрасте), и медицинское обслуживание по специальной программе, и возможности льготного санаторно-курортного лечения, и масса других приятных мелочей. Если «монетизировать» их, то ежемесячная сумма содержания (не считая официальной зарплаты) депутата составит не один-два десятка тысяч рублей, а значительно больше. К сожалению, даже приблизительных подсчётов произвести невозможно, так как калькуляцию всех этих благ никто не ведёт, проходят они по разным статьям, периодически меняются, и, разумеется, широко не афишируются.

    Заработная плата положена только депутатам на освобождённой основе. Таких в облддуме аж 90%. Об объёмах депутатской заработной платы можно судить по данным, размещённым на официальном сайте: http://volgoduma.ru/kadrovoe-obespechenie/svedeniya-o-doxodah/301-svedeniya-o-dohodah-deputatov-volgogradskoy-oblastnoy-dumy-za-2012-god.html.

    Так, по декларациям за 2012 год, в среднем зарплата депутата в месяц составляла от 140 до 160 тысяч «чистыми», без учёта налогов, и, разумеется, без учёта прочих доходов. С тех пор она не раз индексировалась и, разумеется, не в меньшую сторону. Большинство профессиональных государственных служащих с многолетней выслугой, классными чинами и руководящими должностями о таких зарплатах не могут и мечтать. Не говоря уже об обычных волгоградцах и жителях области.

    При этом депутат в течение пяти лет в своей работе ничем не рискует, от него не требуется никакого повышения квалификации, его нереально уволить за прогулы или за плохую работу. И оценить эффективность депутатской деятельности невозможно. Если мы посмотрим на официальный сайт Волгоградской областной думы, то без внешней пиар-шелухи и общих показателей её деятельности в целом он совершенно «пустой». Информации там вроде много, но вся она преподнесена таким образом, что никто не найдет никакой отчётности персонально по депутатам: сколько самостоятельно разработал законопроектов, какие из них были приняты, какие отклонены, как часто и регулярно проводит встречи с избирателями, сколько и как отработал обращений избирателей, как распределял средства (так называемые деньги на наказы избирателей) на свой округ. И самое главное — как и по каким вопросам голосовал.

    На официальном сайте Государственной Думы РФ есть очень простой, но крайне важный поисковик — ежедневно обновляемые данные по голосованию каждого депутата (http://vote.duma.gov.ru/?convocation=AAAAAAA6&faction=72100024&deputy=99110084&sort=date_desc).

    Наше областное заксобрание такой опции не предусматривает, ибо многих депутатов больше волнуют опции люксовых иномарок, приобретаемых за счёт «оптимизируемых» в регионе библиотек, сельских автобусных маршрутов и больниц, нужд матерей-одиночек, социальных льгот ветеранам труда и прочих прелестей бюджетного секвестирования социальных статей. Без конкретной информации о работе каждого депутата все интервью и выступления народных избранников — лишь внешний фасад, который скрывает абсолютно непрозрачную практику их деятельности.

    Особо стоит отметить, что и вопрос зарплаты депутатов, и вопрос размера депутатских пенсий, все это находится не только в компетенции самих депутатов, но и в компетенции губернатора и областного правительства. Поэтому нынешний размер депутатских зарплат и пенсий, общих и персональных привилегий для депутатского корпуса — это результат длительного эволюционного процесса последних десяти лет, эволюции постоянного торга с исполнительной властью, соглашательства и, в конечном итоге, предательства интересов своих избирателей.

    Это только на вид нет прямой связи между голосованием за губернаторский вариант бюджета и депутатское денежное содержание, между лоббированием интересов исполнительной власти вопреки своим обязанностям и новым престижным служебным авто, между обеспеченной депутатской пенсией старостью и голосованием за какие-нибудь поправки по налоговым льготам. И это не считая массы дополнительных социальных возможностей, которые открывает депутату обслуживание интимных потребностей исполнительной власти: трудоустройство родственников на тёплые места, карьерный рост как в самой областной думе, так и в областном правительстве, мэрии Волгограда, дополнительные возможности для поддержки бизнеса, оформленного на родственников и близких.

    Это не специфически волгоградское явление. Это общероссийская тенденция: ещё год назад зарплаты депутатов Государственной Думы в среднем составляли 150 т. р., с 1 сентября 2013 года — 250 т. р., к зиме — до 330 т. р. Сам товарищ Путин на последней пресс-конференции подтвердил, что к весне сего года непосильный труд федеральных законодателей будет оплачиваться суммой в 450 т. р.

    Так что нашим депутатам есть куда расти и к чему стремиться. Вопрос в другом — в отличие от нижней палаты федерального парламента наша областная дума не является в полном смысле даже законодателем, поскольку принимает преимущественно законы, которые с минимальными изменениями дублируют на региональном уровне законы федеральные либо исходят из недр аппарата губернатора.

    Так, в минувшем 2013 году 101 законопроект поступил непосредственно от губернатора области, в то время как от всех депутатов вместе взятых – 100. При этом значительная часть законопроектов, исходящих от самих депутатов, просто приводит региональную законодательную базу в соответствие с изменениями федерального законодательства. Иными словами, областным законодателям не требуется ни особых усилий, ни извращённой фантазии, ни демонстрации бурной деятельности, которые так актуальны сегодня у их старших госдумовских коллег.

    Требуется одно: голосовать так, как велит губернатор, подавая сигналы через чиновников правительства, забыть про всякие депутатские запросы и прочие формы контроля исполнительной власти, не лезть со своими законодательными инициативами и почаще демонстрировать личную преданность. Не удивительно, что Сергей Боженов почти не появляется на заседаниях регионального парламента при обсуждении принципиальных вопросов, это не от неуважения к депутатам, это от отсутствия необходимости: хозяева в лакейскую часть дома не ходят.

    Наличие в Волгоградской областной думе «неудобных» депутатов, которые выражают своё мнение вразрез с большинством, в сложившейся системе ничего не меняет. Пошумит депутат Попков, проголосуют «против» шесть депутатов-коммунистов, резанёт правду-матку депутат Болотин, взовут к разуму депутаты Латышевская или Цыбизова, насупится ещё один-другой, кто-нибудь поголодает в оздоровительных целях…

    И всё. Маховик исполнительной власти вращается, колёсики-депутаты крутятся.

    В сумме

    Экономическая теория учит, что стоимость — понятие относительное. Есть стоимость депутатского кресла — это затраты на то, чтобы его занять. Есть стоимость, в которую бюджету и налогоплательщику обходится содержание депутатов. А есть стоимость самих депутатов, то есть почём они продаются. И есть число этих самых продажных депутатов.

    Это не константы, это четыре переменных, сумма которых даёт в итоге возможность развития региона. Или не даёт. Чем больше каждое из слагаемых, тем больше сумма, тем больше сумма прямых и косвенных затрат на неэффективную власть. И тем меньше у обычных людей надежд на достойную жизнь.

    Стоимость депутатского кресла определяется коррумпированностью избирательного процесса. Так, к примеру, по информации из различных источников, стоимость одного места депутата Волгоградской городской думы на минувших выборах в «проходном губернаторском списке» оценивалась в 10 млн рублей, не считая личных затрат кандидата на свою кампанию. Одни эту сумму могут отработать «натурой», другие стремятся заплатить, чтобы получить входной билет во власть и получить дополнительные рычаги развития имеющегося бизнеса, третьи появятся в списке как результат переговоров с крупными бизнес-партнёрами (их стоимость уже включена в негласные схемы лоббирования корпоративных интересов).

    Для предстоящих выборов в Волгоградскую областную думу расценки будут, естественно, значительно выше.

    Стоимость содержания депутатов будет постоянно расти. Не только по причине общефедеральных тенденций, но и потому, что этому процессу никто не может помешать. Ни прокуратура, ни федеральные власти, ни избиратели. Сговор исполнительной власти и депутатского большинства открывает невиданно широкие горизонты для огромного числа злоупотреблений, причём при известной грамотности они могут быть оформлены как законные. Понятно, что в такой схеме депутаты себя не обидят.

    Стоимость самих депутатов — персональный фактор. Кому-то достаточно порадеть за родного человечка и получить побольше эфирного времени на самолюбование по телевизору или печатную полосу с портретом в газете, а у кого-то в планах получить миллиардный кредит на бизнес-проект под гарантии областного бюджета, а потом его «соптимизировать». Это не абстрактные договорённости и услуги, всё это оплачивается в той или иной форме из областного бюджета, то есть за счёт стариков, инвалидов, детей-сирот, бюджетников.

    Стоимость депутатов суммируется по их продажному количеству.

    В остатке — непродажные и несговорчивые. Это тоже, увы, не константа. Человек слаб. Но именно от их количества зависит не только соотношение сил в областной думе, но и во всей системе региональной гражданской власти. Каково это соотношение в действующем созыве и кем представлено персонально, как оно накладывается на фракционное деление и на партийную принадлежность — читайте в следующей статье цикла.

    Вернуться к предыдущей странице...